ремонт строительство
Главная > Плетение предметов

Плетение вазы из прутьев и лыка

Чтобы сплести такую вазу, кроме прутьев понадобится лыко. До сих пор о нем не упоминалось, и есть необходимость вкратце на нем остановиться.

Добыть лыко можно в лесной чащобе. Но ни в коем случае не надо трогать одиноко растущие липки. Липа — хорошее и полезное дерево, любимое пчелами. Липовый цвет — прекрасное лекарство из лесной аптеки. Губить липу потому, что она вам показалась подходящей для лыка, не надо.Другое дело, если вы оказались в зарослях липняка. Там молодые липы угнетают друг друга. Они тянутся к свету. Стволы их тонкие и высокие. Именно такие и нужны для лыка. Срезая одно деревце из двух-трех плотно стоящих, вы не нанесете ущерба липовой роще. Да при такой скученности и не будет никакой рощи. Некоторое разрежение поможет деревцам-лидерам вырваться на простор.

Работа с лыком предполагает наличие инструмента, одно название которого может повергнуть в изумление — кочедык . Кочедык может быть металлический  и деревянный (Рис. ,6). Деревянный представляет собой хорошо обработанный сучок крепкого кустарника с подходящим отростком. Кочедык очень удобен как при снятии лыка, так и при плетении лыковой ленты.


Рис. Кочедык: а—металлический кочедык; б —- деревянный кочедык

По лыко ходят весной, когда тронется сок, и до середины лета. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и вам удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного-двух взмахов. Затем кочедыком  или заточенным концом трехгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. На вершине вылущивают из луба лутошку и вынимают ее до самого комля. Лыко

не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Когда вылущится комелек, получится как бы два ствола: один беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня. Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать.

Циновать лыко можно сразу, придя из леса, а также спустя долгое время. Но тогда «баранки» придется замочить в ведерке.

Цинование — ответственная операция. Сначала нарезайте лыко, начиная от комля, стараясь соблюдать заданную ширину. Конечно, не надо каждую секунду измерять ширину линейкой, но на глаз ширину надо держать. Это не так просто. Нож, попадая в трещины, образовавшиеся при вылущивании лутошки и скручивании лыка в баранку, то как бы проваливается, то спотыкается. Трещина его ведет не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках держите твердо, чтобы он не срывался. Движение ножа вдоль лыка осложняется тем, что общая лента лыка у комля гораздо шире, чем у вершинки. По форме это очень вытянутая вверх трапеция. Чтобы не пересекать продольные волокна, вы где-то к Середине срежьте клинышек. Из него лотом выйдет короткое лыко, которое тоже пригодится. Из одной «баранки» обычно выходит четыре длинных лыка и два коротких.

После всего этого обязательно пропустите полученные ленты через мялку (Рис.  8). Лыко станет мягким, эластичным. Вот вкратце все, что можно сказать о подготовке лыка для изготовления вазы. Заметим, что лыко само по себе может быть самостоятельным материалом для изготовления различных изделий. Основной способ плетения лентами из лыка принципиально прост .

Теперь без всяких отступлений переходим к технологии плетения вазы.

Прежде всего надо будет изготовить шаблон . Для этого вырежьте из картона круг диаметром 40 см, разделите его на 12 секторов. Это по 30° в секторе. Отложите по транспортиру. Обозначьте центр.

Прутьев подготовьте 100 штук (7х 12 = 84 и 16 штук накинем на порчу). Отберите 12 штук и заточите их толстые концы пологим срезом с двух сторон—лопаточкой. Все остальные заточите только с одной стороны. Срезайте аккуратно, отступая от конца на 2,0—


Рис. Мялка для лыка

2,5 см. Все прутья должны быть затесаны, как один, под тем же углом. Взгляните на рисунок и вы поймете, почему такое жесткое требование к затеске. Очистите прутья и посмотрите, все ли они в одной цветовой гамме, не вкрались ли «чужаки» другого оттенка Держите прутья во влажной тряпке, чтобы они не пересохли до начала плетения. Еще раз проверьте их на гибкость. В семипрутке практически нет возможности замены прутьев. Только в самом начале плетения. Надломившийся прут


Рис 139. Основной способ плетения изделий из лыка


Рис 140 Шаблон. 1 — гвоздь в центре картонного крута, — траектории укладки прутьев

испортит все дело. Старые мастера говорят: «На такое изделие нужен прут, который хоть вокруг пальца вей, хоть узлом вяжи».

Начнем плести. Все прутья, затесанные с двух сторон, выложите в ряд острыми концами в одну сторону и переплетите их лыком в два хода . Из-за нехватки места на книжной странице прутья показываются не во всю длину, а укороченными. Теперь на картонном круге с гвоздиком в центре развернем эти прутья веером . Все лопаточки острыми концами должны сходиться в центре во-


Рис. Затесанные и переплетенные прутья (12 прутьев)

круг гвоздика. Лыко при этом натянется крепко и прижмет прутья срез к срезу. Если будет слишком туго, то сдвиньте лыко к центру. Диаметр круга, описанного лыком, уменьшится, и натяжение ослабнет.

Затем берем прутья с одной боковой затеской и подтыкаем справа и слева по одному к каждой из двенадцати лопаточек. Подтыкайте ствол к стволу, затеску к затеске с тем, чтобы срез нового прута был как бы продолжением среза лопаточки . Переплетем новые и старые прутья в два лыка . Так же подтыкаем следующий ряд попарно слева и справа. И снова переплетаем лыком, хорошо утягивая. Лыко не прут, не обломится. И наконец, вставляем последний ряд пар. Теперь у вас полные семерки в каждом секторе. Свяжите лыш не крепким узлом, чтобы прутья не


Рис. Укладка прутьев на шаблоне

разъезжались. Посмотрите, нет ли недовернутых или перевернутых затесок? Хорошо ли они держат общую линию среза? Приступаем к самому трудному этапу плетения. Будем выводить бока вазы из семи прутьев. Потребуется второй шаблон. Его делают из чурбачка мягкого дерева, например, из липы или осины. Длина чурбачка зависит от вашего роста. Поставленный на землю и зажатый в коленях, чурбачок должен возвышаться над коленями сантиметров на 30—40. Толщина чурбачка должна быть не менее диаметра дна вазы.

Возьмите за образец формы, скажем, малую глубокую тарелку. По ее дну и определите минимальную толщину чурбачка. Наибольшая толщина не должна превышать размер верхнего обвода тарелки. Толстый чурбачок хорошо бы обработать на токарном станке. Но можно обтесать и маленьким


Рис. Формирование прутьями секторов. а — средний прут; б—средний прут с двумя боковыми; в — наращивание сектора до пяти прутьев; г — полностью сформированный сектор из семи

прутьев

топориком с последующей обработкой стамеской и ножом придать нужную форму. Если толстого чурбачка не оказалось, не огорнай-тесь. Нужную толщину можно нарастить из чурок, вытесанных отдельно по заданному профилю, и пришить их к чурбачку. Еще проще нарастить толщину из пенопласта, выбрасываемого при распаковке нового телевизора. Этот материал легко режется и приклеивается. Тонкой работы при изготовлении шаблона не требуется. Важно соблюсти пропорции и крупные линии формы. К замысловатой форме не стремитесь. Прутья все равно ее отвергнут. А вот какие у вашей вазы будут бока—крутые или пологие,—это напрямую зависит от шаблона. Делайте его с оглядкой на малую глубо-


Рис. Дно, собранное из секторов и переплетенное лыком

кую тарелку. Такую форму сплести проще, а смотрится в материале она хорошо.

Если в процессе обработки чурбачка вы стесали лишнее, но огорчайтесь. Восстановить можно подклейкой пенопласта или картона. Вытесывая, вы должны представлять, что на ваш чурбачок как бы опрокинута вверх дном тарелка. Положите ее рядом и поглядывайте. У тарелки дно круглое, плоское и вы оставьте вверху такое же, излишнее стешите. У тарелки по краю дна идет ребро. Вам оно не нужно. Прутья все равно не смогут передать этого ребра. Стесывайте грубо топориком, изгибы — стамеской, пока не получится болванчик, на который хочется повесить шапку.

Перенесите с картонного круга сплетенное дно на чурбачок и совместите дырку, образовавшуюся от гвоздика, к ко-


Рис. Шаблон:

/ — «болванчик»; 2 — стойка; 3 — кружок из фанеры для фиксации

сплетенного дна; 4 — гвоздь (шуруп)

торому выходили концы лопаточек, с центром чурбачка и забейте гвоздь или ввинтите шуруп в центр болванчика . Под шляпку гвоздя (шурупа) положите кружок фанеры величиной с дно тарелки, чтобы наплетенное дно крепко прижалось к «темечку» болванчика.

Приступим к плетению боков в крупную косую семипрутную клетку. Все семерки смотрят в разные стороны. Между ними образовались пустые треугольники. Они исчезнут, как только вы отогнете прутья к стойке шаблона. Дальше действуем так. Берем любую семерку и выгибаем с таким расчетом, чтобы вершина дуги самого верхнего в семерке прута пришлась вровень с нижним краем шляпы болванчика (у вазы это будет не нижний, а верхний край, так как она плетется в перевернутом виде). Переберите, испытывая на гибкость, все двенадцать семерок, чтобы они потом легко принимали нужное вам положение. Теперь берем одну семерку и заводим ее за вторую, выгибая дугой все семь прутьев в положении один над другим и следим за тем, чтобы крайняя дуга была

вровень с кромкой шляпы болванчика. Сжав пальцами первое переплетение, обогните прутьями первой семерки третью семерку, нырните под четвертую и вынырните из-под нее. Это будет уже у самого дна вазы. Следом берем вторую семерку, заводим за третью и т.д.

Все время следим за тем, чтобы прутья в семерке лежали ровно, не наползая друг на друга. А они к этому будут стремиться, особенно верхние на изгибе. И еще, не упускайте из виду форму дуг и их высоту. Не давайте им заходить за шляпу болванчика или не дотягиваться до крайней линии.

На исходе кругау вас возникнет вопрос: куда девать последнюю семерку? По логике ее надо бы заводить за первую. Но та уже согнута и вплетена в бок вазы. Значит, придется заводить за уже согнутую и вплетенную, пропуская под вторую семерку и выходить над третьей. Это будет уже у самого дна Еще раньше, на одиннадцатой семерке, вы встретите затруднение. Завести еще успеете за ожидающую своей очереди двенадцатую, а дальше придется пропускать под вплетенную первую семерку. В этом месте вы увидите не заплетенный уголок. Он как раз и предназначен для последних семерок.

Как только проденете двенадцатую под согнутую первую, так и увидите завершенность верхнего края вазы. Натяните все семь прутьев так, чтобы их дуги не портили вида, стояли вровень с другими. Продевать прутья под заплетенное, заставлять их занимать отведенное им место— самое неприятное дело. Прутья сопротивляются, лезут один на другой и грозят надломом. Тут уж наберитесь терпения. Помните: от одного неосторожного действия пойдет прахом вся работа.

Перебрав все двенадцать семерок, осмотрите все дуги, подтяните или ослабьте те прутья, которые портят ряд. Все в порядке? Тогда будем завершать. Семерки у нас вышли к макушке болванчика (то есть ко дну вазы), смотрит в одну сторону. Прутья стали тоненькими, а иные и совсем уплелись. В некоторых прядях уже не по семи, а по пяти прутьев. Доплетем те, что остались. Из этих кончиков можно еще выплести узорчатое ребро вокруг дна вазы. Плетем тем же приемом, как начинали плести бока. Берем одну семерку (пусть пятерку), заводим за соседнюю и выводим наружу с



Рис. Заключительные этапы плетения вазы: а — плетение боковых стенок; б — заключительный этап

разворотом на девяносто градусов вправо или влево . Так же вторую, третью семерки, пока не переберем все. Последнюю проденьте концами в петлю первой. Выровняйте высоту образовавшихся зубчиков. Проплетите еще раз с разворотом в другую сторону. У вас получится узор «косичкой». На рисунке второй про-плет не показан, чтобы не закрыть первый. Иначе вам будет трудно разобраться. Последний рядок можно плести и в 3-4 оставшихся прута.

Обрежьте поплотнее оставшиеся хвостики прутьев и обмотайте вазу шпагатом, плотно прижимая прутья к болванке. Дайте недельку просохнуть.

После этого снимайте шпагат. Ваза готова. В заключение данной темы предлагаем более простые варианты изготовления дна для ваз, корзин и других изделий (Рис. ,148,149,150).


Рис. Формирование каркаса-дна из толстого прута


Рис. Формирование свального дна


Рис. Заплетка овального дна на основе прямых прутьев


Рис. Квадратное дно:

а-сформированный при помощи жамки квадратный формат дна,

б-начало формирования дна; в-готовое дно

Интересное

Комментарии:
Посмотреть все комментарии и оставить свой >>>

<<< предыдущая статья | следующая статья >>>